25-10-2014
Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2014 г. N 309-ФЗ О внесении изменений в статью 7 Федерального закона О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации
Сегодня "Российская газета" публикует закон, который включает в стаж судейской работы, дающий право на отставку и получение положенных выплат и льгот, время работы в качестве следователя, прокурора и адвоката. По мнению авторов данной инициативы, такой подход призван привлечь на работу в суды юристов разных направлений.
Как рассказывали журналистам представители судебной системы, до сих пор некоторых юристов останавливало то, что, надевая мантию, они как бы начинают жизнь сначала. Ведь предыдущий стаж сгорал, и судейскую пенсию надо было зарабатывать, отсчитывая годы чуть ли не с нуля.
Теперь закон разрешает включать в судейский стаж предыдущее время работы следователем, прокурором или адвокатом. Также зачтут судье и службу в аппарате суда на должности, требующей высшего юридического образования. Правда, пользу для пенсии все эти годы принесут лишь в том случае, если человек пробыл судьей не меньше 10 лет.
Например, если человек прослужил 5 лет прокурором и 15 лет судьей, в общей сумме это даст 20 лет стажа. А10-летний минимум, по замыслу авторов инициативы, отсечет тех, кто придет на судейские должности ненадолго, чтобы только побыстрей урвать льгот. Кстати, когда закон еще только обсуждался, была обнародована статистика, что треть судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, проработали судьей от 5 до 10 лет. Правоведы давно говорят о том, что крайне важно привлекать в судейский корпус людей разных юридических специальностей. Нельзя, чтобы судьями были исключительно бывшие работники аппарата или исключительно бывшие прокуроры. Нет, у всех должна быть разная юридическая биография, это принесет пользу и судейскому корпусу в целом, и всем нам.
По мнению правоведов, идеальным был бы вариант, когда будущий судья некоторое время работал бы в правоохранительных органах, а потом шел в адвокаты, и лишь после этого надевал мантию. Такой опыт позволил бы судье подняться над схваткой, а не смотреть на человека привычным взглядом обвинителя, полагают правозащитники. Тем не менее до сих пор прокурорский стаж судье шел в плюс при расчете пенсии, а адвокатский ничего не давал. Соответственно, если кто наметил для себя судейскую карьеру, лишнего стимула идти в адвокаты не имел. Не секрет, что косвенно на состав судейского корпуса влияют различные пенсионные правила. От того, как решаются различные житейские вопросы, зависит, кто пойдет на службу.
Любопытно, что несколько лет назад по заданию председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева была проанализирована работа квалификационных коллегий. Выяснилось, что за два года на судейскую работу попросились 144 адвоката. Из них "добро" от квалификационных коллегий получили порядка 40 человек, или каждый третий. По словам Вячеслава Лебедева, это значит, что никаких препятствий адвокатам на пути к мантии нет, кто достоин, тот ее может получить. Однако получалось, что адвокаты сами не рвутся к мантиям, посчитали в Верховном суде. Ведь всего в стране работают более 60 тысяч адвокатов. Впрочем, объяснения, почему так мало кто из них подает документы на судейский экзамен, здесь могут быть самые разные. Как бы то ни было, закон, который опубликован сегодня, дает адвокатам еще один стимул стремиться в судьи.
(http://www.rg.ru)
Назад