Статус, который накладывает на физическое или юридическое лицо обязательства платить налоги в стране, где он является налоговым резидентом. Налоговый резидент России должен платить налоги в бюджет РФ, налоговый резидент Германии – в бюджет Германии.
Cтатус налогового резидента никак не связан с гражданством человека. На него не влияют ни место рождения, ни место жительства в РФ, ни факт постоянной регистрации, отмечает Светлана Розова из
. То есть налоговыми резидентами могут являться как граждане РФ, так и иностранные граждане и даже лица без гражданства.В Налоговом кодексе правило для признания человека налоговым резидентом очень простое. Физическое лицо признается налоговым резидентом РФ, если оно находится в нашей стране не менее 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 календарных месяцев (ст. 207 НК).
Согласно российскому налоговому законодательству, по общему правилу статус резидента определяется окончательно по итогам календарного года – налогового периода по НДФЛ. Это ещё в 2015 году подтвердил Конституционный суд.
От этого зависит размер налогов, которые нужно заплатить. Так, для налоговых резидентов РФ ставка по НДФЛ составляет 13-15%, а для нерезидентов – сразу 30%. Это касается как трудовых доходов, так и всех остальных – например, от продажи квартир, машин и другого имущества.
На этой карточке простые ответы заканчиваются.
Время пребывания исчисляется путем суммирования всех календарных дней, проведенных на территории России, в течение непрерывного 12-месячного периода. Например, если дата выплаты зарплаты работнику – 1 декабря 2022 года, то расчетный период для определения резидентства в этом случае будет с 1 декабря 2021-го по 30 ноября 2022 года.
И если, например, человек уехал из России сразу после начала военных действий на территории Украины 24 февраля, по итогам 2022 года он перестанет быть налоговым резидентом РФ.
Иногда возникает путаница, поскольку в НК есть и другая норма: налоговое резидентство исходя из 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Но это положение – для налоговых агентов, то есть, грубо говоря, для вашей бухгалтерии, комментирует старший партнер
Рустем Ахметшин. Потому что работодатель, выплачивая зарплату, скажем, в феврале, еще не знает, будет ли работник налоговым резидентом по итогам года. Поэтому он удерживает налог с этой зарплаты, исходя из такого правила. Позже, по итогам года, налог может быть пересчитан – в ту или другую сторону.Коллеги из «Тинькофф Журнал» сделали удобный калькулятор, который поможет определить, останется ли налогоплательщик по итогам этого года налоговым резидентом РФ.
Для некоторых категорий граждан в законе есть исключения. Так, не теряют статус налогового резидента военнослужащие и работники посольств/консульств в случае длительных заграничных командировок.
Еще время пребывания за границей не учитывается у тех людей, которые уезжают на краткосрочное – до 6 месяцев – лечение, обучение или работу на морских месторождениях углеводородного сырья (ч. 2 ст. 207 НК).
Кроме того, дни приезда и отъезда считаются в срок пребывания на территории России для статуса налогового резидента – на это в своем письме указывал Минфин в феврале.
Вернемся к примеру человека, который уехал из России после начала специальной военной операции. Если все это время он продолжал получать зарплату у российского работодателя, то по итогам года, в котором он утратил статус налогового резидента, работодателю придется «удержать» нужную сумму НДФЛ в виде разницы между суммой налога в 13-15% и 30%. Общая сумма удержания не должна превышать 50% от выплачиваемого дохода, подчеркивает юрист
Наталья Ветчинкина.Если налоговый агент не смог «доудержать» налог, то сообщает налоговому органу и налогоплательщику о невозможности это сделать. Такое сообщение направляется в инспекцию не позднее 1 марта следующего года – в нашем случае 2023-го. Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления утверждены Приказом ФНС России от 15 октября 2020 года № ЕД-7-11/753@, подсказывает Ветчинкина.
После этого сотрудник-нерезидент самостоятельно обязан доплатить разницу – подать декларацию 3-НДФЛ и уплатить налог можно удаленно через «Личный кабинет налогоплательщика», напоминает юрист
Андрей Чугунов.Ахметшин же считает, что по этому вопросу «есть недопонимание». По НК выполнение трудовых обязанностей за пределами территории России не облагается НДФЛ вовсе: такой доход не считается полученным в РФ. Есть разъяснения Минфина, что место выполнения трудовых функций определяется так, как написано в трудовом договоре. Но в законе такой отсылки нет, объясняет юрист. Если работодатель продолжает удерживать налог по ставке 13-15%, несмотря на продолжительный отъезд сотрудника, то в таком случае, он, наоборот, переплачивает налог.
«Поэтому вряд ли можно ожидать претензий налоговых органов по этому поводу», – считает Ахметшин. А работник может обратиться по итогам года в инспекцию и попросить вернуть ему переплаченный налог.
Если работодатель не пересчитает налог и не уведомит налоговый орган, то по ст. 123 Налогового кодекса ему грозит штраф в 20% от суммы, которую надо удержать или перечислить. Такое наказание применяется в отношении юридического лица, а самому работнику ничего не грозит, отмечает Розова.
Советник практики трудового права
Юрий Иванов подтверждает: наложенный на работодателя штраф нельзя «переложить» на сотрудника. «Суды в настоящий момент стоят на позиции, что уплата юридическим лицом штрафа за нарушение законодательства, в том числе налогового, не возлагает материальную ответственность на работника», – объясняет эксперт.Розова также предупреждает: если в ходе проверки выяснится, что неправильное удержание налогов происходило в личных интересах гендиректора фирмы, то есть риск привлечение к уголовной ответственности по ст. 199.1 Уголовного кодекса.
Налоговый нерезидент РФ может уплачивать налог по ставкам 4% или 6% со своего дохода в качестве самозанятого, рассказывает Чугунов. Однако в отношении доходов от источников в РФ, которые не покрываются льготным налогообложением в рамках режима самозанятых – например, зарплата или доход от продажи недвижимости – должна применяться ставка 30%.
Ветчинкина предупреждает: налог на профессиональный доход, который и платят самозанятые, недоступен для гражданско-правовых договоров с организацией, которая была работодателем налогоплательщика меньше двух лет назад. В таком случае налоговый агент, то есть, сама компания, также должна перечислять НДФЛ – то есть, 13-15% для резидентов или 30% для нерезидентов.
Ахметшин подтверждает: самозанятые, выехавшие за рубеж, могут уплачивать налоги по-прежнему.
Налоговые органы, безусловно, предпринимают меры по выявлению налоговых нарушений в ходе проводимых проверок и в рассматриваемой ситуации, предупреждает советник налоговой практики
Сергей Лихачев. Есть разные способы для этого:✔ С помощью данных от погранслужбы о пересечении границы;
✔ Через информацию об IP-адресах, с которых работник связывался с работодателем;
✔ После изучения документов работодателя по учету рабочего времени, посещения офиса;
✔ Через допросы сотрудников работодателя.
По мнению Абдурахмановой, для обнаружения нерезидентов налоговики могут использовать и другую информацию – например, об открытых счетах в иностранных банках.
Опрошенные эксперты полагают, что налоговые органы на фоне «исключительных масштабов эмиграции» вскоре могут проявить «повышенный интерес» к доходам «удаленщиков». По мнению Чугунова, об этом свидетельствует проект закона, разработанный Минфином и направленный на обложение НДФЛ выплат по дистанционным трудовым договорам, заключенным с российскими организациями, в адрес налоговых нерезидентов РФ.
Усиление контроля ожидает и Ветчинкина. Но сейчас «сложно» сказать, насколько внимательно налоговые органы отслеживают эти факты. «В связи с тем, что окончательный статус физлица определяется по итогам календарного года, полагаем, что потенциальные споры возникнут уже в следующем году», – предупреждает юрист.