02-12-2022
Как СВО и мобилизация повлияли на рекрутинг юрфирм
С началом СВО и мобилизации в России увеличилось число юридических вакансий, сохранилась и конкуренция за талантливые кадры среди юрфирм. На собеседованиях кандидаты стали спрашивать о возможности работать удаленно и просят помочь получить бронь от армии. А работодатели по-прежнему ищут мотивированных юристов с глубокими теоретическими знаниями, но все больше заботятся об их эмоциональном состоянии. Еще специалистам предлагают попробовать в себя в новых санкционных и мобилизационных практиках. При этом запросы соискателей порой неоправданно завышенные.
На сайте hh.ru по запросу «юрист» можно найти больше 12 500* вакансий. Около 9000* из них открыты для специалистов с опытом работы до трех лет или вообще без него. Старший юрист коллегии адвокатов Ксения Козлова отмечает, что сейчас действительно происходит ротация коллективов российских юрфирм. Число юридических вакансий в последнее время увеличилось, часто требуются именно младшие специалисты. При этом соискатели не очень активно откликаются на вакансии, подчеркивает специалист по маркетингу и PR Анастасия Данилевская. Все больше людей отдают предпочтение стабильности на текущем месте работы и не решаются на рискованные перемены.
По мнению Козловой, политическая ситуация в стране никак не повлияла на конкуренцию работодателей за ценных кандидатов. Для привлечения сотрудников компании используют разные приемы: взаимодействуют со СМИ, публикуют свои кейсы, создают комфортные условия труда и придумывают менторские программы.
Запросы молодых юристов к работодателю
Запросы молодых юристов к работодателю не меняются уже несколько лет, рассказывают опрошенные эксперты. Выпускники юрфаков хотят работать в известных компаниях, получать высокую зарплату, заниматься сложными и интересными проектами, учиться новому. Управляющий партнер Ольга Сорокина отмечает, что юным сотрудникам важно иметь рядом наставника, который вдохновляет. По ее опыту, на собеседованиях молодые люди задают вопросы: «Будет ли у меня наставник?», «Могу ли я выбрать его среди специалистов в компании?», «Могу ли я работать с разными наставниками?».
Важный момент для начинающих специалистов — график работы. Многие хотят трудиться из дома или по гибкому графику. На удаленную работу юридические компании перешли в 2020 году из-за пандемии коронавируса и молодые юристы считают, что фирмы должны продолжить эту практику. Популярность такого режима работы увеличилась и в связи с ситуацией в стране: многие уезжают, но хотят сохранить свое рабочее место или устроиться именно в российскую фирму. При этом надо иметь ввиду, что такие запросы не всегда реалистичны. В том числе потому, что юрист взаимодействует с госорганами, судами и клиентами, работает в команде с коллегами. А такие функции не всегда можно выполнять из дома по видеосвязи, особенно если речь идет о новичках в профессии.
Часто соискатели обращают внимание на ценности компании, в том числе на благотворительную деятельность, подход к выбору рабочих проектов, экологическую осознанность. А в период мобилизации молодежь проявляла интерес к тому, предоставляет ли фирма отсрочку или бронь от частичной мобилизации. По закону на такую льготу могли рассчитывать только юристы из ИТ-компаний.
Партнер и исполнительный директор Ольга Кибиткина отмечает, что часто молодые люди просят слишком высокую зарплату. В этом году фирма искала помощника адвоката и столкнулась с ситуацией, когда выпускник юрфака посчитал, что он достоин получать 60 000 - 80 000 руб. ежемесячно без практических знаний.
Еще эксперт рассказывает, что молодые юристы не всегда четко понимают свои обязанности. Часто соискатели на должность помощника адвоката считают, что они будут ходить в суды и госорганы, встречаться с клиентами. На самом деле по больше части они выполняют технические задачи: делают сканы и копии документов, анализируют и подбирают практику, формируют почтовую корреспонденцию. Молодежь не любит техническую работу (архивация документов, отправка рабочих писем), поясняет Козлова. Начинающие юристы не понимают, что рутинные задачи сменяются судебными вызовами, а изучение объемных материалов дела — основа побед, отмечает эксперт.
Сорокина считает, что отпугнуть новичка может излишне авторитарный стиль управления, который сводится к выполнению отдельных задач без понимания целей и содержания проекта. Молодые юристы хотят проявлять инициативу и самостоятельность. На собеседованиях начинающих юристов не пугает ничего. А потом флер романтики немного рассеивается и начинаются будни, в которых люди не справляются с нагрузкой и расстановкой приоритетов, говорит руководитель проектов Алина Хамматова .
СВО, мобилизация и рекрутинг
Только за две недели после объявления частичной мобилизации страну покинули 700 000 граждан, сообщает Forbes. Число выездов в Казахстан, Армению, Киргизию и Таджикистан стало рекордным за пять лет. В том числе из России уезжали молодые юристы.
Старший партнер Роман Речкин в интервью «Деловому кварталу» рассказал, что частичная мобилизация серьезно ударила по рынку юруслуг. В сентябре значительная часть руководителей и партнеров московских юрфирм уехали из России, на месте остались усеченные и преимущественно женские команды. Поэтому качество услуг ухудшилось, уменьшился размер выручки. Несложные задачи, которые не требуют высокой квалификации стали оплачиваться ниже.
Козлова считает, что начинающие специалисты потеряли чувство стабильности, запутались в ориентирах, в том числе в праве. Поэтому рекомендует не поддаваться панике, внимательно следить за переменами и адаптироваться. Нужно понимать, что всегда будут происходить события, которые влияют на правовую систему, подчеркивает эксперт. Малаховская отмечает, что сложные ситуации помогают осознать призвание: кто действительно увлечен своим делом, тот остается в нем несмотря ни на что.
Малаховская рассказывает, что уделяет большое внимание благополучию и эмоциональному фону в компании. Фирма проводит тренинги по управлению стрессом и поддержанию здорового сна, а еще создала электронную библиотеку поддерживающих психологических материалов.
С начала СВО и после объявления частичной мобилизации в РФ юрфирмы стали открывать и активно развивать специализированные практики, в том числе санкционные и мобилизационного консалтинга. Теперь молодые юристы могут попробовать себя и в них.
Интересные истории
Кибиткина отмечает, что у некоторых претендентов нет понимания дресс-кода. Она рассказала про случай, когда парень пришел к ним в спортивной одежде и непричесанный со словами: «Я только с тренировки». А одна девушка выбрала для собеседования в их адвокатском бюро рваные джинсы, кроссовки и футболку со стразами. На вопрос о внешнем виде она ответила, что в другой юрфирме ей посоветовали одеваться хуже работодателя, чтобы вызывать жалость, поделилась примером Кибиткина.
Работать удаленно хотят не только юристы, но и другие сотрудники юрфирм. Данилевская рассказала о случае, когда компания нанимала системного администратора в офис. Соискатель хотел работать удаленно. На вопрос о том, как он себе представляет ремонт сломавшегося принтера или неработающей мышки дистанционно, он заверил, что у него всегда «все под контролем». Мы так и не узнали секрет его, так как наняли другого человека на эту должность, сказала эксперт.
(https://pravo.ru/)
Назад