Услуги юриста в Санкт-Петербурге

На рынке юридических услуг
с 2009 года
  тел (812) 99-22-841

Санкт-Петербург ,
ул. Малая Морская, д. 11 (БЦ Дом Шрётера), офис 401
Адмиралтейская

Наши преимущества:

 1. Бесплатная первая консультация
 2. Индивидуальный подход к каждому клиенту
 3. Многолетний опыт работы
 4. Профессиональный штат опытных юристов широкого профиля позволяет комплексно рассматривать вопросы клиента и выработать оптимальную схему работы
 5. Ответственность за результат и гарантия чистоты сделки

Юридические услуги     О компании          Прайс-лист      Наша команда      Статьи       Отзывы      Наши клиенты       Контакты




 

Услуги юриста в Санкт-Петербурге / Новости компании / КС: автовладельцы вправе требовать возмещения стоимости новых деталей после ДТП


12-03-2017

КС: автовладельцы вправе требовать возмещения стоимости новых деталей после ДТП

Конституционный суд принял постановление по жалобе автовладельцев, которые просили признать не соответствующей основному закону страны практику страховых компаний выплачивать ущерб с учётом износа повреждённых деталей. Заявители настаивают на том, чтобы страховые возмещали убытки после ДТП по полной стоимости деталей без учета их износа.

Что оспаривали?

Заявители, жители Краснодарского края Андрей Аринушенко, Галина Береснева, Валерий Реутов и Олег Середа, в разное время попали в ДТП, а страховые компании возместили им стоимость повреждённых деталей, но с учётом износа. Они пытались взыскать со страховщиков разницу между стоимостью новых запчастей, которые пришлось покупать, и полученным возмещением, однако суды встали на сторону страховых. Во всех случаях они руководствовались ст. 1064, 1072 и 1079 ГК и "Единой методикой определения расходов на восстановительный ремонт", а также практикой Верховного суда, который эту методику подтвердил. Именно эти нормы и пытались оспорить автовладельцы. Согласно оспариваемым положениям, потерпевший может требовать от причинителя вреда сумму ущерба, рассчитанную по "Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт", то есть со снижением стоимости деталей, узлов и агрегатов из-за того, что те были в употреблении.

В своей жалобе заявители указали, что замена должна быть произведена только на новые детали, так как приобретение деталей с износом, то есть бывших в употреблении, на российском рынке невозможно. Автомобилисты отметили, что в этом случае нельзя говорить о восстановлении нарушенного права, поскольку "гражданину приходится платить из своего кармана". По мнению заявителей, пострадавшие в ДТП, которые ничего не нарушили, не должны тратить свои деньги на ремонт автомобиля, разбитого по вине другого человека.

Вопрос на заседании КС, прошедшем 14 февраля, вызвал оживленную дискуссию. Так, полпред Госдумы Татьяна Касаева настаивала на том, что оспариваемые положения направлены на защиту прав потерпевших в деликатных обязательствах и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права. А полпред президента Михаил Кротов, в свою очередь, напротив, говорил о том, что ремонт – это всегда установка новых деталей. Его поддержал полпред правительства Михаил Барщевский, утверждавший, что страховые компании и ВС защищают причинителя вреда. Судья ВС Сергей Асташов обратил внимание КС, что если рассчитывать ущерб для страховых компаний и причинителям вреда по разным правилам, то значительно увеличится количество споров по ОСАГО, которых и так немало: за 10 месяцев прошлого года судами было рассмотрено около 360 000 таких дел/

Позиция КС

КС, в свою очередь, постановил, что дела заявителей подлежат пересмотру. Суд указал, что закон об ОСАГО не исключает распространения действия общих норм ГК об обязательствах лица, причинившего вред. Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы, но не от страховщиков, а за счет виновного лица, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Суд отметил, что в постановлении Пленума ВС от 23 июня 2015 года № 25 судам были даны разъяснения, согласно которым в состав реального ущерба можно включать расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы. Однако судебная практика пошла по другому пути, и размер выплаты ущерба страховщиком или причинителем вреда стали определять только в соответствии с Единой методикой.

Это, по мнению КС, привело к тому, что оспоренные нормы, которые не противоречат Конституции, были неверно истолкованы. Суды стали рассматривать их как не предполагающие возмещение вреда в полном объеме с его непосредственного причинителя. Такая трактовка оспоренных норм не учитывает различное предназначение мер защиты прав потерпевшего, что приводит к несоразмерному ограничению его права на возмещение вреда, а также нарушению конституционных гарантий права собственности и права на судебную защиту.

Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП, постановил КС. При этом суды могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП найдет более разумный способ исправления повреждений имущества.


(pravo.ru)

Назад

 
Новости / Rss канал

    Версия для печати 

 
     

Разработка и сопровождение

 

Юридический центр «ПрофКонсалтинг» - Юридические услуги в Санкт-Петербурге    
www.uslugi-urista.spb.ru , E-mail info@uslugi-urista.spb.ru , тел  (812) 99-22-841   
ул. Малая Морская, д. 11 (БЦ Дом Шрётера), офис 401, Карта сайта
ОГРН:1147847241893,  ИНН 7838507306, КПП 783801001    



Бесплатная юридическая консультация  |  Представительство в суде  |  Лицензирование  |  Регистрация, изменения ООО, ЗАО, ИП  |  Оформление документов, паспортов и виз для граждан РФ  |  Оформление документов для иностранных граждан  |  Операции с недвижимостью  |  Консультация юриста  |  Абонентское обслуживание юридических лиц  |  Бухгалтерские услуги  |  Наша команда
Сайт не является публичной офертой*